Искать
www.clj.ru
www.vestnikao.ru

Публикации в СМИ

Поддержка бизнеса

«Новосибирский Бизнес-журнал», 29.12.2008
 
Федеральная власть объявила о серьезной поддержке бизнеса в условиях кризиса. Каких действий ожидают новосибирские компании в 2009 году от местной власти?
 
Власть может поддержать занятость...
 
Яков Гинзбург, заместитель генерального директора банка «Акцепт»
 
В отличие от федеральной, у местной власти значительно меньше возможностей для поддержки бизнеса в условиях кризиса. При этом местная власть остается далеко не последним работодателем и организацией, предъявляющей спрос на производимые в городе товары. По этим направлениям возможны следующие мероприятия, облегчающие последствия кризиса в одном отдельно взятом городе.
Во-первых, власть может создать дополнительные рабочие места для населения, высвобождающегося в результате сокращений. Сюда входят мероприятия, облегчающие или создающие условия для развития и расширения малого и среднего бизнеса. А так же реализация крупных городских программ по благоустройству и развитию городской инфраструктуры. Это создаст значительное количество дополнительных рабочих мест без существенных требований к квалификации. Муниципалитет может размещать заказы на потребляемые городом и городским хозяйством товары преимущественно на предприятиях, расположенных в городе. Это повлечет как минимум сохранение занятости на этих предприятиях. Кроме того, можно оказывать материальную поддержку отдельных городских программ, которая ранее осуществлялась самими гражданами посредством кредитов. Например, выкуп квартир в последних стадиях строительства как для решения жилищных проблем малоимущих слоев населения, так и для продажи их более обеспеченным гражданам через «щадящую» ипотеку. И наконец можно объявлять «налоговые каникулы» или иные послабления предприятиям, участвующим в городских программах и сохраняющих уровень занятости.
 
...снизить ставки
 
Вера Резвухина, коммерческий директор ООО «Ресурс-Н»
 
Компания ООО «Ресурс-Н» занимается производством детского игрового оборудования. В последние годы индустрия детского отдыха и развлечений стабильно развивалась, особый упор был сделан на развитие производства, расширение рабочих мест, модернизацию оборудования. И очень хотелось бы почувствовать  поддержку властей в условиях кризиса на деле.
Реальной поддержкой новосибирским компаниям будет являться создание залогового фонда. И критерии отбора предприятий, которые бы могли этим пользоваться, должны быть не «точечные», а общие для всех.
Кроме того, следует уменьшить ставки по договорам муниципальной аренды, компенсировать процентные ставки за кредиты. Надеюсь на эффективную работу Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства.
Премьер-министр РФ Владимир Путин предлагает дать регионам право снижения налогообложения для малого бизнеса на 10 процентных пунктов - до 5%, дифференцируя налог в зависимости от вида бизнеса и других показателей. Уверена, что предлагаемые меры применительно к компаниям нашего региона сыграют свою позитивную роль.
 
...дать гарантии и пересмотреть налоги
 
Татьяна Гришакина, Международная юридическая фирма «Арцингер и партнёры» в Новосибирске
 
Несомненно, что основным событием ноября этого года стало подписание Президентом РФ 26.11.2008 г. закона о внесении очередных изменений в НК РФ. Ключевым положением этого ФЗ для предприятий малого бизнеса является норма о наделении органов государственной власти субъектов РФ полномочиями устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков при применении упрощенной системы налогообложения. Мы ожидаем, что в ближайшее время в Новосибирской области будут приняты поправки к существующему закону «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» или приняты новые акты, которые будут направлены не только на стимулирование экономики Новосибирской области, но и на снижение налоговой нагрузки организаций малого и среднего предпринимательства.
 Особо стоит отметить, что поскольку наша компания занимается непосредственным сопровождением бизнеса наших клиентов, то мы можем наблюдать, какие проблемы у них возникли: это и малый приток инвестиций, и затруднения в получении кредитов. В связи с этим от местной власти мы также ожидаем, что будут приняты меры, направленные на поддержку организаций Новосибирской области в части целевого кредитования, будут предоставлены государственные гарантии и помощь в их скорейшем получении.
Кроме того, мы надеемся, что если будут приняты документы, в которых предусмотрена возможность перераспределения ряда налогов в пользу региональных властей, о чем не так давно заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, то наша власть также предусмотрит ряд «льгот» для малого и среднего бизнеса в Новосибирской области.
 
...увеличить лимит «упрощенки»
 
Наталья Сухарева, генеральный директор медицинского центра «Здравица»
 
Исторически мы не ждем от государства поддержки, и обычно надеемся на свои силы. Но все же, предприятиям было бы проще справляться с неблагоприятной внешней средой, если бы власть ослабила налоговую нагрузку на бизнес. И в первую очередь, увеличила лимит «упрощенки». Существующие ограничения по годовому обороту, позволяющие той или иной фирме пользоваться льготной системой налогообложения, не рассчитаны на средний бизнес. В результате, существует «прослойка» компаний, которые по обороту уже выходят за рамки «упрощенки», но пока не могут эффективно работать на обычной системе. Если бы государство увеличило этот лимит, компании с более высоким оборотом могли бы пользоваться льготной системой и вносить свой вклад в развитие экономики. К сожалению, недостаточно гибкая налоговая система заставляет некоторые компании прибегать к определенной «оптимизации» налогов, которую власть обычно трактует не в пользу налогоплательщиков. В итоге, государство инициирует различные проверки, которые не только осложняют работу предпринимателям, но и в ряде случаев являются поводом для злоупотреблений чиновников.
Поэтому в условиях кризиса серьезной помощью стало бы именно увеличение лимитов «упрощенки», снижение налогов и сокращение количества проверок. В некоторых странах, например, в первые пять лет работы, пока компания не встанет на ноги, ее вообще не проверяют. У нас же «защитный режим» — всего два года. Хотелось бы, чтобы государство рассматривало бизнес не как тех, кто хочет избежать налогов, а как тех, кто хочет зарабатывать деньги и с них платить налоги.
Кроме того, государство бы сильно помогло предприятиям, если бы ускорились процессы согласований. Пока же проекты месяцами лежат в столах у чиновников.
 Остальное - это скорее вопросы к менеджменту компаний, банков и страховых фирм. Кризис сам себя эскалирует, потому что нет кредитной подпитки. Конечно, власть не может прямо вмешиваться в работу коммерческих банков. Но предпринимателям было бы полезно знать, кого из этих организаций поддерживает государство. Просто нужна открытая информация в СМИ, и какие-то гарантии ее достоверности.
 
...поддержать местные банки
 
Валентина Коптева, директор ООО «Открытая Позиция» (официальный представитель ЗАО «ФИНАМ» в Новосибирске)
 
Российское правительство еще в сентябре выделило более 500 млрд. рублей, которые были направлены в 26 крупнейших банков. Данные средства были перераспределены в рамках заявленных лимитов среди региональных филиалов и используются для поддержки финансового и реального секторов экономики. Кроме того, правительство в ноябре выделило более 30 млрд. рублей на поддержку малого бизнеса. Эта сумма существенно превосходит расходы на эти цели в 2008 году (3,4 млрд. рублей). Был также предпринят и ряд других мер, стимулирующих российскую экономику в целом. Проблемы в корпоративном секторе заставят администрацию НСО оказывать финансовую поддержку ключевым предприятиям, что вызовет сокращение объемов корпоративной задолженности и рост объемов госдолга субъекта федерации. На поддержку банковского сектора некоторые регионы самостоятельно выделили порядка 50-100 млн. рублей. Подобные меры, по всей видимости, требуются и новосибирским банкам, которые не попали под федеральное антикризисное финансирование. Значимые для региональной экономики предприятия, возможно, ожидают со стороны властей предоставление льготных условий кредитования и рефинансирования задолженности. Кроме того, в текущих экономических условиях вполне вероятно введение налогового стимулирования реального сектора за счет сокращения отчислений в областной бюджет.
 
...наладить ипотеку
 
Ольга Вяткина, директор агентства недвижимости «Экспертъ»
 
На самом деле, я никаких действий от местной власти не ожидаю. Мы уже привыкли надеяться только на себя. Хотя для развития малого предпринимательства в целом местная власть может продолжить организацию обучения. Сейчас мэрия участвует в проведении семинаров для представителей бизнеса. Я думаю что это, в целом, хорошее начинание, хорошо бы, чтобы оно было продолжено. Правда, для себя лично я до сих пор не нашла ни одного семинара, который хотелось бы посетить. Но иногда на этих тренингах проскальзывают хорошие идеи и темы, которые могут быть полезны для начинающих бизнесменов. Если бы такие семинары проводились в начале моей деятельности, это было бы серьезной помощью и поддержкой.
Кроме того, если власть успешно реализует программу поддержки банковского сектора и сможет вновь «наладить» процесс выдачи ипотечных кредитов, это положительно отразится и на нашем бизнесе. Так что помогая населению, власть как бы помогает бизнесу. Если наши клиенты вновь станут платежеспособными, рынок недвижимости активизируется, и мы сможем выжить, продолжить свою деятельность и платить налоги. Других вариантов помощи предприятиям я пока не вижу.
 
...не выходить из кризиса «по костям» строителей
 
Александр Чемеркин, директор агентства недвижимости «Жилфонд»
 
Мы ожидаем от местных властей, в первую очередь, мер по поддержке строительной отрасли. К сожалению, банки, которые до недавнего времени охотно кредитовали физических лиц для приобретения аккредитованных этими же банками квартир в новостройках, сегодня этого не делают. При этом отказ от кредитования носит всеобщий характер, независимо от того какова степень готовности объекта - 5% или 95%. У нас решение банков вызывает удивление. Особенно это касается тех финансовых учреждений, которые получили финансовые вливания от Центрального банка и в сложившихся условиях предпочитают вложить эти средства в валюту иностранных государств, фактически обрекая некоторые секторы экономики на банкротство. Местные власти в условиях экономического кризиса должны оказать влияние на финансовые институты, чтобы решения о прекращении финансирования строителей были пересмотрены. Кроме этого, если выделяемые государством на  выкуп социального жилья финансовые средства, вопреки сложившейся практике, вдруг останутся не только в Москве и С-Петербурге, а будут равномерно распределены между регионами, они будут потрачены с наибольшей эффективностью. Выход из кризиса «по костям строителей» будет в несколько раз более длинным.
 
Достоверный кейс для власти
 
Михаил Антонов, директор горнолыжного туристического комплекса "Юрманка"
 
Вопрос стоит так: власть и бизнес вместе или порознь в преодолении экономического кризиса? Если вместе, то ее действия должны заключаться в разрешении непростых ситуаций, в которых оказались хозяйствующие структуры. Предлагаю власти кейс (задачу) на основе достоверной ситуации, в которой оказалось предприятие малого бизнеса. Предприятие в форме ООО находится на территории Новосибирска. На предприятии задействовано 32 человека (25 женщин). Предприятие перерабатывающее - производство продуктов питания. Предприятие 11 лет кредитовалось в отделении Сбербанка. Продукция предприятия реализуется через сетевые структуры «555», «Холидей» и т.д. Предприятие работает на арендных площадях. Что спровоцировало кризис в этом предприятии? Банк (который получил поддержку от государства) не выдал ежегодно востребованный кредит для закупки сырья (внятного ответа почему? - нет). Розничные сети-монополисты отказались оплачивать поставляемую продукцию по старым условиям. Ввели просрочку на платеж до 60 дней, стали требовать бонус, ретробонус, инвестиции. Их позиция: «Если не принимаете эти условия, нам ваша продукция не нужна». Хозяин арендуемых площадей повышает арендную плату. Таким образом, между монопольными структурами затерто предприятие малого бизнеса, которое обречено погибнуть, если власть как партнер не встанет на его защиту. Власть не раз говорила, что наше будущее - в развитии малого бизнеса. Пусть она попробует решить этот кейс. Иначе похороны подобных предприятий состоятся через месяц.

« Назад