Искать
www.clj.ru
www.vestnikao.ru

Публикации в СМИ

Бизнес во время перемен
 
«Бизнес в Сибири» № 11, ноябрь 2008
 
«Чтоб ты жил в эпоху перемен!» принято считать древним китайским проклятьем. Проклинать китайцы умеют изысканно. Чего стоит: «чтоб тебе каждый день в новой обуви ходить!». Вроде бы и хорошего пожелали, достатка, но каждый день ходить в новой китайской обуви… Это ж никаких ног не хватит!!! Но боль пройдёт, а обувь-то останется. Так и из кризисного времени можно извлечь не только ценный опыт, но и определённую материальную выгоду. Если обезопасить свой бизнес.
 
И последние станут первыми…
Формула «развитие бизнеса невозможно без кредитов», совсем недавно казавшаяся азбучной истиной, сыграла злую шутку со своими адептами. Они посмеивались над предпринимателями, строившими бизнес на собственные средства, перекрывали одни кредиты другими и являлись лидерами в своём секторе экономики. Теперь в лидерах те, кто не поддался модному течению и призывам банкиров взять кредит. Но и им в нынешней ситуации не следует расслабляться.
Директор Детективного бюро «Подразделение «Д» Сергей СОКОЛОВ считает, что для бизнеса, развивающегося на свои средства, ситуация не столь страшна и уже наверняка в планах таких компаний намечены акции по поглощению слабых конкурентов. С этим мнением согласна и Светлана МЕДВЕДЬ, юрист международной юридической фирмы «Арцингер и партнеры»: «Сегодня, когда весь мир неспокоен из-за финансового кризиса, самое время для проведения операций по поглощению. Поскольку из-за нехватки собственных денежных средств, невозможности взять кредиты в силу того, что банки устанавливают непомерные ставки за кредит или требуют предоставить в залог почти все активы предприятия, многие малые и средние предприятия начинают объявлять себя банкротами, создается удобная ситуация для поглощения этих компаний более крупными холдингами».
По словам Сергея Соколова, мировая статистика гласит, что если меньше десяти процентов прибыли тратится на обеспечение безопасности, то фирма не может считаться устойчивой. Однако, как ни странно, ситуация с точки зрения безопасности в настоящий момент даже упростилась, поскольку все озабочены экономией ресурсов, в том числе и на безопасности. «Сейчас меньше компаний обращают внимание на конкурентов, меньше занимаются борьбой с ними – промышленным шпионажем, добычей сведений о конкурентах, так как первостепенной задачей является просто выживание», – обращает внимание Сергей СОКОЛОВ. Но такая ситуация на рынке - явление временное, и совсем скоро атакующий бизнес примет решение о завоевании рынка в условиях кризиса. И тогда более мелким и слабым компаниям придется защищаться, усиливая свою информационную защиту и кадровую безопасность.
Причём предметом для поглощения станут предприятия различных видов деятельности. «Круг интересов поглощения уже давно вышел за пределы выгодного получения земли и недвижимости. Сейчас поглощение распространяется в основном по сферам деятельности организаций, поскольку распыление средств на непрофильную деятельность не может позволить себе почти никто»,– считает Светлана МЕДВЕДЬ.
 
А денежки врозь…
Нынешний экономический кризис пришёл в Россию в первую очередь в финансовую сферу и вылился в цепочку неплатежей. Банки, активно кредитовавшиеся за рубежом, раздавали кредиты направо и налево и сами активно «перехватывали» друг у дружки. Но как только мировой финансовый кризис иссушил поток зарубежных кредитов, банки стали более разборчивы в выдаче средств. За ними осторожничать с выплатами стали и предприятия. Над российской экономикой замаячило чёрное пиратское знамя бартера.
Экономическая безопасность бизнеса в первую очередь стала определяться надёжностью партнёров. Сергей СОКОЛОВ советует максимально переходить на работу со своими контрагентами по предоплате и сокращать договоры на поставку продукции под реализацию: «В то же время, если такая дебиторская задолженность уже есть, нужно срочно сократить её, пока кризис находится в начальной стадии. Начиная более активно работать по возврату «дебиторки», фирмы часто не справляются с этим сами и вынуждены обращаться в детективные, коллекторские агентства и другие специализированные организации».
Андрей ФИЛАТОВ, исполнительный директор КГ «Частный консультант», советует все деловые договоренности оформлять в письменном виде: «Это элементарная правовая гигиена, которую надо соблюдать всегда. Тем более что в периоды, подобные теперешнему, у некоторых нечистоплотных бизнесменов возникает дополнительный соблазн отказать в платеже на том основании, что, например, не платит банк, хотя на самом деле это может быть и не так».
И в «мирные» времена гораздо спокойнее работать с надёжными партнёрами, не говоря уже о смутных периодах. По словам Андрея ФИЛАТОВА, именно сейчас важно умение договариваться с заказчиками и контрагентами. Хорошая деловая репутация тоже очень важна, и если у фирмы с контрагентом сложились надёжные деловые отношения, то в любые сложные времена ваши платёжки окажутся «сверху». «Также весьма существенно, как в компании ведется учёт. Если «вбелую» и задолженность находится в товаре, то её можно продать. При этом возникает опасность или возможность слияния либо укрупнения бизнеса. Если «вчерную», то взыскать задолженность легальными способами – дело безнадёжное»,– считает Андрей ФИЛАТОВ.
Многие простые и понятные действия производить уже поздно – «кабы знал, где упасть, заранее постлал бы соломки». Но, по мнению Андрея Филатова, и в условиях кризиса есть ряд маленьких хитростей, которые позволяют смягчить риски неплатежей: «Например, при наступлении в Новосибирске первых признаков кризисных явлений мы известили всех клиентов, что если у них есть проблемы с оплатой по счетам, то, так как чек можно выдавать физическому лицу, мы готовы обслуживать по международным пластиковым картам. Добавочный плюс в том, что банки по таким картам дают овердрафт сроком до 50 дней». Кроме того, «Частный консультант» начал брать предоплату и стал рассматривать возможности бартерных сделок и переуступки долгов третьих лиц.
Светлана МЕДВЕДЬ подчёркивает, что на сегодняшний день специфической мерой защиты можно назвать более ужесточенный внутренний контроль в компании: «То есть необходимо следить за своими расходами, за своей кредиторской задолженностью, стараться ее минимизировать, искать дополнительные способы рефинансирования долгов компании». Не потеряли своей актуальности и традиционные меры защиты от недружественного поглощения: от консолидации пакетов акций (долей) до объединения с дружественной компанией и реструктуризации активов.
А, по мнению Андрея ФИЛАТОВА, в кризисный период особенно важна чистота и надёжность ведения бизнеса: «Если по каждой сделке собирается полный пакет документов, то это залог безопасности бизнеса. Отсутствие полной и достоверной информации о финансовых потоках, дебиторской задолженности тоже создают дополнительные для бизнеса риски».
 
Человеческий фактор
Одним из самых неприятных проявлений экономического кризиса является рост безработицы. О массовых сокращениях штатов в банковской сфере пока не слышно, а вот строительные компании активно расстаются с персоналом. Уволенный штукатур или каменщик вряд ли может нанести фирме большой урон, а вот менеджер отдела продаж или системный администратор может «угробить» столь резко обошедшееся с ним предприятие. «Кто умеет договариваться, тот умеет и расставаться. Как правило, если с заказчиками (контрагентами) либо работниками расстаются плохо, то неизбежны проблемы – «уходят» клиентские базы, внутренняя конфиденциальная информация. И обычно к тем, кто может вас поглотить»,– предупреждает Андрей ФИЛАТОВ.
Поэтому особенно актуальной в кризисный момент в свете возможного поглощения или банкротства становится информационная безопасность бизнеса и именно «человеческая» составляющая этой безопасности. «Память специалиста или руководителя – это не CD-диск, её не спрячешь в сейф, не поставишь на неё «замок» или пароль. Все технические средства защиты могут оказаться бессильными против одного нелояльного, обиженного сотрудника либо «засланца» конкурентов или криминала, который на флешке вынесет с работы клиентскую базу, персональные данные руководителей, ноу-хау и т.п.»,– солидарен с предыдущим высказыванием Сергей СОКОЛОВ. По его мнению, предотвратить такую утечку информации, найти и привлечь виновных к ответственности может только компания, в которой есть система защиты информации. Но это тот самый случай, когда «соломку» надо было подстилать заранее.
Ещё одна опасность «человеческого фактора», связанного с утечкой информации, грозит не от собственных сотрудников, а от клиентов. Если они недовольны обслуживанием, то у них возникает соблазн проучить, отомстить обидчику. Андрей ФИЛАТОВ приводит пример, когда должники энергетиков объединились и «слили» информацию в вышестоящую организацию. Результатом стали многочисленные проверки и последующие за этим оргвыводы, а «стукачи» еще пару лет никому ничего не платили.
 
Снова про аутсорсинг
Даже в кризисные времена, а может быть именно в этот период, фирма должна хорошо просчитать, выполнять ли какие-то функции самой или поручить их специалистам. Относится это и к проблемам безопасности. По мнению Сергея СОКОЛОВА, если действует собственная служба безопасности, когда есть аналитический отдел, который прогнозирует какие-то события, занимается сбором информации о конкурентах, которые могут совершить поглощение или усилить конкурентную борьбу с точки зрения репутационного подрыва компании, то можно быть относительно спокойным. Если же такой службы нет, то лучше обратиться к сторонней организации, которая поможет собрать нужную информацию, проведет анализ и даст необходимые рекомендации.
Будет ли это дешевле – вопрос другой. Ещё один немаловажный вопрос: решать проблему комплексно или по частям? «В данном случае выбор компании зависит от того, «узкая» проблема или нет. Если проблема ясна и однозначна, то можно прийти к узкому специалисту. Если проблема непонятная, если необходимо собрать всю относящуюся к делу информацию, понять, в чем дело, с какой стороны идут агрессивные выпады, – конечно, лучше обратиться  в организацию, предлагающую комплексные услуги безопасности»,– советует Сергей СОКОЛОВ.
По его мнению, разнопрофильная компания по безопасности более глубоко проанализирует ситуацию и, если необходимо, даст рекомендации по обращению к узкому специалисту. Тогда как низкая цена за подобные услуги должна насторожить заказчика. «Между ценой и качеством, как правило, существует прямая взаимосвязь – низкие цены назначают те провайдеры, которые либо только начали работать на рынке и хотят таким образом увеличить клиентскую базу. Либо те, кто плохо понимает, что в эти услуги входит, потому что цена формируется от конкретных затрат, необходимых для решения поставленных задач клиента»,– считает Сергей СОКОЛОВ.
Андрей ФИЛАТОВ обращает особое внимание на кадровый аудит и кадровое делопроизводство: «Такие проблемы присущи малому бизнесу, где нет кадровиков и отделов кадров. Особенно когда приходят проверки из Трудовой комиссии, внебюджетных фондов. Кадровый учет и грамотное ведение трудовых книжек - это целая наука, недоступная бухгалтерам или офис-менеджерам». При этом следует учесть, что в случае ареста счёта первые платежи, которые по закону разрешается делать, – это платежи персоналу, а все остальное – потом. Таким образом, правильное кадровое делопроизводство тоже снижает бизнес-риски.
Ещё одно общее мнение специалистов – в случае возникновения проблем нельзя тянуть с их решением и думать, что всё решится само собой. Если нет возможности самостоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию и найти решение, нужно обратиться в специализированную организацию, способную оказать квалифицированную помощь.
 
Вместо постскриптума
Как известно, у каждой медали есть обратная сторона. Есть положительные стороны и у экономического кризиса. Специалисты прогнозируют рост обращений по ликвидации дебиторской задолженности. По их наблюдению, долгов у предприятий сейчас больше, чем денег в экономике, потому что «длинные» деньги сегодня перестали быть таковыми. Денежная масса резко сокращается и из виртуальной формы переходит в «реальную». «Дутые пузыри» цен лопаются и возвращаются к реалиям баланса спроса и предложения. В итоге экономика и финансы приобретают более естественный и здоровый вид.
 
Михаил Санников

« Назад