Искать
www.clj.ru
www.vestnikao.ru

4 февраля 2009 года

III Городская конференция «Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в крупных городах (муниципальных образованиях). Новые направления реализации ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (4 февраля 2009, г. Новосибирск)
 
Налоговые «льготы» для малого и среднего бизнеса:
российский и зарубежный опыт (на примере Германии и Чехии)
с учетом изменений российского законодательства
по состоянию на январь 2009
 
Светлана Викторовна Медведь,
юрист Международной юридической фирмы «Арцингер и партнеры»
 
Малый и средний бизнес – это важнейший элемент рыночной экономики, без которого невозможно эффективное развитие социально-экономической области ни одного из государств современного мира. Малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) способствует усилению конкуренции, внедрению инновационных технологий, созданию новых рабочих мест. По данным Всемирного банка (World Bank), за 2004 год в целом в МСП в мире занято более 50% населения и производится от 30-65% национального продукта.
 
Численность работников, чел.
Годовой оборот, €
Валюта баланса, €
Самостоятельность бизнеса
микро до 10
до 2 млн
до 2 млн
Порог участия других хозяйствующих субъектов в секторе МСП – не более 25%,  стоимость основного капитала компании не должна превышать € 75 млн.
малые 11-50
 
до 10 млн
до 10 млн
средние 51-250
до 50 млн
до 43 млн
 
В развитых странах предприятия, отнесенные к малым и средним, составляют важнейший сектор национальных экономик. МСП, являясь наиболее массовой формой бизнеса, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития экономики. О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведённым данным в таблице (приведены усредненные данные за 2002-2004 годы в соответствии со статистическими данными государств).
 
Страны
Доля МСП в общей численности занятых (%)
Доля МСП в ВВП страны (%)
Германия
69
55-57
Великобритания
52
53-56
Венгрия
65
50-52
Польша
60
50-52
Чехия
62
32,7
 
Системы поддержки предприятий малого и среднего бизнеса функционируют в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.
Основные меры государственной политики различных стран по отношению к малому и среднему бизнесу в основном направлены на решение проблем, которые обусловлены прежде всего размером этого бизнеса в сравнении с крупными предприятиями.
Итак, насколько различны меры налоговой поддержки МСП в странах ЕС и России.
В Чехии и Германии поддержка МСП осуществляется в рамках законов о поддержке малого и среднего предпринимательства, которые приняты в соответствии с рекомендацией Комиссии 2003/361/ЕС. Например, за 2007 год из госбюджета Чехии на поддержку фирм было выделено €892,85 млн. Треть этих средств пошла на развитие регионов, остальные деньги были направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, научно-исследовательских проектов и системы образования. Налоговые положения МСП регулируются отдельными нормами национального законодательства. В России же на сегодняшний день принят новый, более проработанный акт, в сравнении с законом, действовавшим ранее. Кроме того, необходимо отметить, что с июля 2008 года в Еврокомиссии ведутся обсуждения о принятии нового документа Small Business Act. Планируется, что данный документ будет содержать единые требования для европейских стран по поддержке МСП. В частности, предусматривается, что для МСП может быть значительно снижен или вообще отменен налог на добавленную стоимость.
Именно специфичность сектора МСП (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое в основе своей ориентировано на долгосрочные цели социально-экономического развития.
Единых систем налогообложения МСП не существует. В различных странах при использовании особых режимов налогообложения, наряду с обычной системой налогообложения (налог на доходы корпораций для юридических лиц и подоходный налог – для индивидуальных предпринимателей), преследуются различные цели.
Сложившаяся международная практика налогообложения предусматривает по отношению к субъектам МСП два основных подхода:
Первый подход заключается в использовании пониженных ставок по отношению к налоговой базе, определяемой в соответствии с общими правилами. То есть происходит снижение ставки налога на доходы корпораций по сравнению со ставками для крупных компаний (Великобритания, Канада, Бельгия). Законодательство России, Германии и Чехии не содержит положений о пониженных ставках по налогу на прибыль для МСП. Хотя более низкие ставки налога на прибыль для МСП вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики, помимо установления налоговых «льгот». Отметим, что для МСП сокращенные ставки налога на прибыль имеют большое значение, так как увеличивают объем и норму прибыли этих предприятий, способствуя тем самым их развитию с привлечением собственных средств. Поскольку, как показывает практика, основной проблемой даже для успешно работающих малых и средних предприятий является отсутствие достаточных собственных средств для финансирования своего дальнейшего развития.
Например, в Чехии единственным и обязательным налогом является налог на доходы корпораций. В связи с проведенной налоговой реформой налог на доходы корпораций составил 24% в 2007 году. В 2008 году налоговая ставка на доходы корпораций составляла 21%, с последующим понижением ставки в 2009 году до 19%. Стать плательщиком НДС в Чехии можно либо по желанию, либо автоматически в обязательном порядке, если ежемесячный оборот предприятия составляет более 1 млн крон.
В России помимо налога на прибыль, ставка которого на 2009 год составляет 20%, компании должны платить налог на добавленную стоимость. Однако и российский законодатель предусмотрел возможность освобождения от НДС, если за 3 предшествовавших последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн рублей. Но это освобождение предоставляется по заявлению организации и сроком на 12 месяцев с правом продления. 
Еще одной, не менее важной, формой проявления налоговой политики по отношению к МСП является предоставление налогового кредита на льготных условиях. Под льготными условиями подразумеваются увеличение сроков предоставления кредита, снижение кредитной ставки, облегчение административных процедур и т.д.
Второй и более распространенный подход предполагает использование специальных режимов налогообложения. Один из вариантов — введение различных упрощенных способов определения налоговой базы. Другой вариант — вмененное налогообложение, предполагающее косвенную оценку потенциального дохода налогоплательщика и введение фиксированного налога, заменяющего один или несколько налогов.
Упрощенный способ налогообложения предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.).
Вмененное налогообложение, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.
В России, в отличие от Германии и Чехии, применяются как упрощенная система налогообложения, так и вмененное налогообложение в виде ЕНВД. Помимо налоговых послаблений – как один из видов поддержки МСП – можно привести еще и упрощенную систему составления и предоставления финансовой отчетности. Например, все правила, регулирующие вопросы ведения учета и составления финансовой отчетности в Германии, содержатся в Торговом кодексе Германии (Handelsgesetzbuch). Требования к финансовой отчетности в Германии различаются в зависимости от величины предприятия. МСП могут публиковать отчетность в сокращенном виде, а также освобождаются от ряда общих требований относительно состава и глубины детализации финансовой отчетности, в частности от составления пояснительной записки. Годовая отчетность всех компаний, за исключением малых, подлежит аудиту независимыми аудиторами.
В Чехии, как и в России, нет таких послаблений в ведении учета и предоставлении финансовой отчетности для МСП, как в Германии. Кроме того, как в Германии, так и Чехии всегда присутствует консультационная поддержка малого и среднего предпринимательства на всех этапах развития бизнеса, которая также осуществляется и финансируется в рамках различных государственных программ. В большинстве случаев привлекаются квалифицированные консалтинговые фирмы, консультационные бюро, организуются образовательные мероприятия, что является немаловажным для поддержки МСП с точки зрения налоговой грамотности.
Проведенный анализ опыта налогообложения МСП в европейских странах позволяет прийти к выводу, что в настоящее время основную тенденцию развития налогообложения МСП в европейских странах можно рассматривать как стремление государств к максимальному упрощению налоговых схем.
В то же самое время необходимо понимать, что российские МСП обладают отличительными особенностями в сравнении с МСП европейских стран, а именно:
1. Отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;
2. Совмещение в рамках одного малого (среднего) предприятия нескольких видов деятельности;
3. Довольно хороший уровень квалификации кадров МСП и довольно низкий уровень менеджмента;
4. Низкий уровень технической оснащенности в сочетании с внушительными инновационными разработками (идеями).
Кроме того, в России до сих пор идет становление систем поддержки МСП, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг для МСП за счет государственной поддержки.
В связи с вышеизложенным мы предлагаем:
1. Разработать действующие механизмы помощи МСП. На региональном уровне обозначить сферы, в которых будет вестись государственная поддержка, в том числе и предоставление налоговых «каникул», налоговых «льгот».
2. Ввести разные ставки по налогу на прибыль организаций в зависимости от категории налогоплательщика (категории распределить по градации предприятий на микро, малые, средние и крупные).
3. Ввести упрощенный порядок ведения учета и составления финансовой отчетности для всех МСП, а не только для применяющих упрощенную систему налогообложения.